Буллинг — это проявление постоянной агрессии, направленной на одного и того же человека, по сути издевательство или травля. От конфликта или ссоры отличается тем, что может длиться месяцами. Он развивается на основе предвзятости, но может зародиться и ввиду рабочего конфликта. Однако обычно моббинг связан не с предметом конфликта (например, сложным рабочим вопросом), а с внешностью, поведением, полом или возрастом человека. Травля на работе — моббинг — от буллинга отличается тем, что агрессия происходит от лица всего рабочего коллектива с надеждой на увольнение жертвы.
От моббинга страдают не только сами жертвы, но и свидетели травли. У многих из них в дальнейшем появляются психологические проблемы, в коллективе возникает нездоровая атмосфера, работодатель сталкивается с прогулами и увольнениями.
Большинство жертв моббинга (58,1%) не обращается за помощью к работодателю. Они считают, что такой способ не решит проблему, и думают, что справятся сами. Порой инициатором моббинга становится сам руководитель.
Современные компании изучают, как проявляется травля в коллективах, и заботятся о психологической безопасности работников. Рассказываем в карточках, как выявить моббинг в компании и что с ним делать.
1. Отличия моббинга и буллинга от конфликта
Характерных отличий несколько. Моббинг:
- проявляется регулярно;
- направлен на унижение человеческого достоинства;
- подчеркивает и высмеивает отличия без привязки к профессиональным качествам.
Как рассказала вице-президент по деловой этике и комплаенс МТС Лейда Лукьянова, чаще всего при моббинге наблюдается неравенство позиций: рядового сотрудника может травить его собственный руководитель. «Еще одно отличие: инициатор травли собирает людей вокруг себя, моббинг становится более масштабным», — отметила эксперт.
Осознать себя жертвой — самое сложное. Когда человек, которого травят в коллективе, знает о моббинге и распознает его признаки, он перестает искать причину конфликта в себе, начинает выстраивать границы и обращается за помощью. «Пока человек чувствует, что проблема в нем, а не в том, что это моббинг, он будет продолжать тонуть в травле и бояться кому-то рассказать», — добавила Лейда Лукьянова.
2. Почему становятся жертвами моббинга
Чаще всего моббингу в компаниях подвергаются:
- женщины;
- новые сотрудники;
- возрастные сотрудники;
- работники другой национальности;
- люди с инвалидностью.
Одна из распространенных причин моббинга — напряженная обстановка в коллективе, неправильная коммуникация руководителя, а зачастую его безучастность. «Так как напряжение требует разрядки, сотрудник или целый коллектив ищут человека, который будет выполнять роль жертвы для снятия эмоционального напряжения», — рассказала Лейда Лукьянова. При этом контроль за отсутствием моббинга в компании лежит на руководителе.
3. Как выявить моббинг в коллективе
При моббинге в компании могут проявляться несколько из следующих «красных флагов»:
- издевательства и насмешки;
- обесценивание сотрудника;
- психологическое давление;
- необоснованная критика;
- сокрытие информации;
- порча личных вещей;
- домогательства;
- клевета;
- угрозы.
4. С чего начинается и к чему приводит моббинг
Как правило, этапов моббинга пять:
- стресс в коллективе, который приводит к разрушению коммуникации внутри;
- инициатор травли ищет «адресата» — начинает придираться и критиковать коллегу, зачастую даже не по работе;
- начинаются насмешки, издевательства и преследование от большего числа коллег;
- жертва перестает общаться на работе и избегает встреч;
- сотрудник, которого травят, увольняется из компании.
Такой сценарий — наиболее частый. Если руководство компании принимает меры из-за моббинга в коллективе, такой конфликт можно остановить на втором-третьем пункте.
5. Что делать, если стали жертвой моббинга
Сначала успокоиться и постараться не принимать все на свой счет. Попробуйте разбить эту ситуацию на части: инициатора травли не интересуют ваши реальные навыки и умения, он ищет слабые места, чтобы надавить.
Один из возможных вариантов действий — обозначить ситуацию в коллективе, сказав прямо коллегам, что происходящее — психологическое насилие и это не нормально. При этом важно отстаивать свои границы, но и не нарушать чужие. В таком случае не помешает и поддержка «сверху»: можно обратиться к руководителю с реальными зафиксированными фактами моббинга.
Однако обратиться к руководителю за помощью сотрудник может не всегда. Например, когда травля исходит от самого начальника либо из-за недоверия к нему. Проблему может решить горячая линия, при обращении на которую сотрудник будет уверен в том, что компания проведет объективное расследование.
«Такой опыт становится поводом сфокусироваться на создании комфортной среды в компании, на развитии культуры обратной связи и открытого диалога, усилении инклюзивной коммуникации. Если в компании с моббингом столкнулись впервые, важно, чтобы такие ситуации, как и любые иные инциденты, в ней решались системно», — добавила Лейда Лукьянова.