Сюжет
Совместный проект
К главной

Доступность и равенство: зачем бизнесу ориентироваться на всех людей без исключения

Доступная среда помогает разным людям свободно перемещаться, общаться, работать и развиваться. Как компаниям ориентироваться на всех без исключения?

В России проживают не менее 11 млн людей с инвалидностью. Большая часть из них — 83% — ежедневно испытывает сложности при покупке товаров или услуг, поиске работы, организации досуга. Но с ограничениями в жизни сталкиваются и другие категории граждан. Например, семьи, гуляющие с коляской по улицам города, или люди старшего возраста, осваивая сайты интернет-магазинов. Создание доступной среды и обеспечение равных возможностей — главное решение этих проблем.

Доступная среда — не только пандусы и подъемники для колясок. Это вся инфраструктура, которая обеспечивает равные возможности всем пользователям. Независимо от того, пришли они в МФЦ, зашли на сайт интернет-магазина или трудоустраиваются на работу в новую компанию.

«Доступность будет появляться тогда, когда каждый человек будет понимать, что она про всех. И при строительстве, создании цифровой среды, разработке продуктов начнет ориентироваться на всех людей без исключения, так как люди чувствуют ограничения при наличие барьеров», — объяснила руководитель портфеля социальных продуктов экосистемы МТС Гришунина Екатерина.

Финансовые потери от исключения целых групп потребителей сильно отражаются на потенциальной прибыли любой компании. Объясняем, как бизнесу обеспечить равные возможности для своих клиентов в офисе, на мероприятиях и в интернете.

1. Физическая доступность.

В основе эффективной работы компаний в здании или офисе лежит возможность легкого доступа к нему. Это не только создает удобство для посетителей и сотрудников, но и обеспечивает безопасность и гибкость в организации пространства. Поэтому важно:

  • позаботиться о том, чтобы в здание или офис можно было попасть разными путями: лестница, лифт, пандус. Если в здании нет пандуса и лифта, нужно разместить кнопку вызова или договориться о звонке, чтобы встретить человека с коляской и помочь ему войти;
  • проверить исправность работы туалетов для людей с инвалидностью. Они же подходят для родителей с ребенком в коляске или для человека, которому может понадобиться сопровождающий;
  • выяснить, есть ли в вашем офисе или точке продаж столы, стойки и витрины, которые подходят для людей разного роста;
  • отрегулировать работу кнопок вызова, которыми могут воспользоваться посетители при необходимости;
  • написать для себя алгоритм действий для разных групп посетителей.

2. Цифровая доступность.

Без доступа к цифровым технологиям люди могут столкнуться с преградами в получении информации, услуг и возможностей. Разработка IT-продуктов, учитывающая различные особенности пользователей, медленно, но верно становится всеобщим трендом. До недавнего времени это была частная инициатива некоторых корпораций и их заинтересованных сотрудников. Но сейчас компании обращают на это особое внимание.

  • Необходимо всегда проверять программы, сайты и приложения с экспертными тестировщиками на предмет невизуальной доступности для незрячих и слабовидящих пользователей.
  • Важно сохранять возможность увеличивать шрифты без смысловых потерь. Это поможет человеку со слабым зрением комфортно использовать продукты.
  • Придумывайте дизайн, понятный любому человеку.
  • Пишите все простым языком или делайте альтернативную версию.
  • Всегда добавляйте субтитры к видео.
  • Предлагайте пользователям разные способы связи: чат, СМС, телефонный звонок. Это поможет сохранять коммуникацию не только с людьми с нарушением слуха или речи, но и с высокочувствительными людьми и пользователями с расстройством аутистического спектра.

Екатерина Гришунина: «Команда МТС создала гайдлайн «Практики доступности», который поможет сделать цифровые продукты доступными и удобными для любого человека. В нем представлен каждый этап внедрения инклюзивных практик, есть разделы для дизайнера, разработчика, тестировщика. То есть это прикладная инструкция, которую уже используют в нашей компании, чтобы адаптировать экосистему».

3. Доступность на мероприятиях.

Компании иногда проводят различные мероприятия или участвуют в них. Делая мероприятия доступными для всех гостей без исключения, бизнес способствует развитию инклюзивного общества, повышению качества жизни и укреплению социальных связей. Как сделать пространство, праздник или выступление удобным и понятным каждому из гостей?

  1. Используйте микрофон. Среди гостей могут быть люди со сниженным слухом или те, кто хуже слышит в больших и шумных пространствах. При необходимости пригласите переводчика на жестовый язык.
  2. Выбирайте площадку с доступом на колясках. Позаботьтесь о комфортном расстоянии между стульями и предусмотрите место для гостей на инвалидной коляске и родителей с детскими колясками.
  3. Все таблички разместите на удобной высоте и продублируйте на шрифте по системе Брайля (это тактильный рельефно-точечный шрифт, который предназначен для чтения слабовидящими и незрячими людьми).
  4. Для фуршета расставьте столы удобной высоты для людей разного роста и тех, кто использует коляску или может устать стоять.
  5. Обучите сотрудников, работающих на мероприятии, правилам общения с разными людьми.
  6. На концертах рекомендуется делать зону перед сценой для людей, которые используют коляски.
  7. Не используйте стробоскоп — это может вызвать приступ эпилепсии.
  8. Оборудуйте тихие зоны для отдыха — это поможет избежать сенсорных перегрузок.