Сюжет
Совместный проект
К главной

Доступным языком: как общаться в обществе равных возможностей

В обществе, которое построено на принципах равенства и уважения каждого человека вне зависимости от его особенностей, важно общаться так, чтобы все понимали друг друга. Такая инклюзивная коммуникация существует по принципу win-win, то есть в выигрыше остается каждый из ее участников

Инклюзивность — это процесс включения всех людей без исключения в процессы, коммуникацию и решения в общественной и деловой среде. Инклюзия же означает, что речь идет о включении конкретной группы — людей с инвалидностью.

Чтобы найти лучшие кейсы инклюзивности в компаниях, в России проводят премию HR IMPACT-2023. На ней в 2023 году проект инклюзивного найма и разнообразия «МТС — компания для всех» признали лучшим в номинации Diversity & Inclusion.

Об основных правилах инклюзивной коммуникации рассказала Наталья Симбухова, руководитель направления DEI в МТС.

1. Инклюзивность — не только про инвалидность

Это в целом про включение в жизнь всех людей такими, какие они есть. Речь идет об особенностях, которые есть у каждого из нас и которые помогают нам комфортно жить и быть эффективными.

Инклюзивность касается и интровертов с экстравертами, «сов» и «жаворонков», деятелей и мечтателей, людей, преуспевающих в разном, со своим взглядом на жизнь, разными традициями, опытом и воспитанием, перечислила Наталья Симбухова.

«Уважение и признание каждого человека и максимально эффективное общение с ним необходимы для комфорта каждого и достижения общих целей», — рассказала эксперт.

2. Будьте проще

Это необходимо, чтобы ваша мысль была понятна всем. Всего три правила:

  • Используйте простой язык, простые фразы и слова. Так ваш текст или речь будут понятны не только людям с ментальными особенностями, но также людям старшего возраста, мигрантам, людям в состоянии стресса или без образования, детям и подросткам.
  • Не используйте англицизмы, сложные термины и ассоциации. Это даст вам уверенность в том, что люди поймут именно тот смысл, который вы закладывали изначально.
  • Пытайтесь передавать и принимать информацию разными способами. Это может быть аудио, видео или текст. Так вы сможете выстроить диалог с людьми, которые имеют нарушения.

3. Ставьте человека на первое место и не используйте слова с негативной окраской

Пытайтесь выражаться этично. Вместо слова «слепой» лучше сказать «незрячий» или «человек с нарушением зрения», вместо «старый» и «пожилой» — «человек старшего возраста», вместо «бомж» — «бездомный».

Общаясь с любым человеком, важно видеть его личность. Это необходимо отражать и в своих выражениях:

  • «человек с инвалидностью» вместо «инвалид»;
  • «человек в инвалидном кресле» вместо «колясочник»;
  • «человек с аутизмом» вместо «аутист».

Нельзя говорить и «человек с ограниченными возможностями», вы не можете решить за другого, ограничены его возможности или нет, заметила Наталья Симбухова.

«Если в профессиональном диалоге необходимо сказать о физических особенностях с точки зрения медицины, можно произнести: человек с ограниченными возможностями здоровья. В беседе оптимальной формулировкой будет «человек с особыми потребностями» или «с индивидуальными потребностями», — посоветовала она.

4. Исключите «язык вражды»

Речь о словах и высказываниях, которые могут оскорбить и обидеть отдельного человека или группу людей. К ним относятся и высказывания, подчеркивающие возраст, национальность или цвет, сексуализированные или уничижительные фразы относительно пола или внешности человека, напомнила Наталья Симбухова.

«Характеристика человека или его качеств, основанная на обобщениях, гендерных ролях или национальных стереотипах, недопустима», — отметила эксперт.

5. Проверяйте свою коммуникацию на инклюзивность

Для этого следуйте простому чек-листу:

  • Будьте более открытыми, дружелюбными и понимающими.
  • Делитесь своими мыслями и идеями с коллегами.
  • Пытайтесь лучше узнать себя и свой внутренний мир, следите за мыслями и чувствами, работайте со стереотипами.
  • Интересуйтесь мнением других людей и старайтесь относиться к нему без предубеждений.
  • Запрашивайте обратную связь и давайте ее по запросу, но будьте корректными — обратная связь должна помогать и поддерживать, а не унижать.
  • Проявляйте эмпатию. При необходимости адаптируйте информацию, чтобы она была понятна каждому, независимо от особенностей человека.
  • Поддерживайте равные возможности для всех коллег.
  • Предлагайте инклюзивные идеи и решения.

6. Создайте собственный этический кодекс

Включите в собственный этический кодекс следующие рекомендации по инклюзивной коммуникации:

  • Будьте доброжелательны и бережны в общении.
  • Повышайте свою осознанность.
  • Слушайте и пытайтесь услышать мнение других.
  • Берегите свои границы и уважайте границы окружающих.
  • Не допускайте действия из-за предубеждений.
  • Стремитесь к инклюзивности в своей зоне ответственности.
  • Помните о доступной среде.

Возьмите за правило говорить друг с другом уважительно, учитесь выходить за рамки собственных и общепринятых стереотипов. «Интересуйтесь другим мнением, находите общий язык с коллегами и компромиссы при решении общих задач», — советует Наталья Симбухова.

Как взаимодействовать с людьми с особыми потребностями

Инклюзивный подход в коммуникации — это не только о том, как общаться с людьми с инвалидностью, но и в целом о взаимодействии с ними, решении сложных и неловких ситуаций.

Сегодня в России проживают около 12 млн человек с инвалидностью. Это 8,1% населения страны, или почти каждый десятый. Для адаптации людей с инвалидностью в обществе нужна комфортная доступная среда — не только благоустройство, пандусы и порожки, но прежде всего открытое и искреннее общение.

Зачастую мы чувствуем себя неловко, коммуницируя с человеком, который говорит, слышит или видит по-другому. Как здороваться, если собеседник тебя не видит, и как не обидеть желанием помочь? Рассказываем о важных нюансах инклюзивного общения.

1. Обговорите заранее все детали доступной среды

Это поможет вам при общении с человеком в инвалидной коляске — подготовленными вы будете чувствовать себя более комфортно. Основные критерии доступности для людей в инвалидном кресле-каляске — наличие пандуса, доступного туалета и возможность свободно перемещаться внутри помещения.

Помните, что инвалидная коляска — часть человека, не трогайте ее без разрешения, не присаживайтесь на нее и не увозите человека без его просьбы и согласия. Если есть возможность, присядьте на стул, чтобы быть с собеседником на одном уровне. Если встреча рабочая или подразумевает переговоры, подготовьте стол, к которому можно вплотную приблизиться в инвалидном кресле.

Также учитывайте, насколько комфортно будет собеседнику дотянуться до предметов на столе — ручек, микрофонов и воды.

2. Уточняйте, нужна ли помощь

При разговоре с незрячим человеком сначала представьтесь, чтобы он мог определить по голосу, где вы находитесь. Если планируется рабочая встреча, подготовьте ноутбук или смартфон, запустив программу экранного доступа и чтения (скринридер). Можно подготовить таблички или описания на шрифте Брайля — собеседнику будет приятно, что о нем позаботились.

Если хотите проводить человека, сначала уточните, как лучше это сделать — можно ли взять его за руку или предложите положить руку на плечо. Трогать собаку-поводыря без спроса, а также играть с ней и командовать не стоит, объяснил Руслан Алиев, менеджер по работе с фондами проекта МТС «Нас касается». «Это не просто домашний питомец, а важная часть жизни незрячего человека и его личные границы», — рассказал эксперт.

3. Следите за четкостью речи при разговоре с людьми с нарушением слуха

Избегайте всего, что может делать речь нечеткой или мешать читать по губам при общении с людьми с нарушением слуха — глухими и слабослышащими. Придерживайтесь и других правил общения с ними:

  • Избегайте действий, которые могут нарушить четкость речи, — не жуйте жвачку, не закрывайте рот рукой. В крайнем случае используйте жестикуляцию.
  • Обращайтесь напрямую к самому человеку при разговоре, даже если он пришел с переводчиком жестового языка. Этим вы проявите уважение и предоставите возможность читать по губам.
  • Не кричите, если человек вас не услышал. Произнесите информацию четко, убедившись, что человек видит, что вы обращаетесь к нему.
  • Чтобы собеседник мог вас видеть и читать по губам, встаньте перед ним при разговоре и не отворачивайтесь при общении.

4. Используйте альтернативные варианты коммуникации

Например, лист бумаги и ручку, планшет или заметки в телефоне — это поможет вам при общении с человеком с нарушением речи. Следуйте и другим правилам:

  • Старайтесь говорить медленно и четко, произносите короткие понятные фразы. Порой нарушения речи связаны со сложностями понимания собеседника.
  • Задавайте вопросы, на которые можно ответить коротко, нарисовать ответ или показать.
  • Не стесняйтесь переспрашивать. Ваша общая цель — понять друг друга.

5. Учитывайте ментальные особенности собеседника

Пытайтесь говорить без сравнений, аллегорий и второго смысла — вас будет проще понять. Придерживайтесь ровного и спокойного тона, не кричите и не разговаривайте свысока. Если хотите помочь, лучше сначала спросите, нужна ли помощь.

Читайте также

Статья
Как не допустить эйджизма на работе
Чем больше в компании людей разных возрастов, тем эффективнее она функционирует. Разбираемся, как научиться работать в разновозрастной команде.
Статья
Как бороться с моббингом
В рабочих командах конфликт может перерасти в моббинг. Как его выявить в коллективе?
Статья
Как расставить приоритеты между семьей и карьерой
Семья и работа порой кажутся несовместимыми сторонами жизни. Как разобраться и расставить приоритеты.
Статья
Шесть мифов инклюзивности и их опровержение
Инклюзивность — ценность, способная принести пользу всему обществу. Какие стереотипы и мифы мешают развиваться концепции?
Статья
Доступная среда для всех и каждого
Развитие доступной среды обеспечивает равные возможности для всех людей независимо от их физических ограничений. Объясняем, как компаниям этого добиться.